История столетия Астраханской картинной галереи
В октябре П.М. Догадин написал заявление о передаче коллекции городу
В ноябре Пленум Губернского совета профсоюзов Астраханского края принял решение об открытии учреждения «Картинная галерея и Музей Профессиональных Союзов Астраханского края имени основателя П.М. Догадина» в особняке по Набережной реки Кутум, 39
15 декабря состоялось открытие галереи
Решением Астраханского Совета рабочих и крестьянских депутатов галерее переданы два парадных этажа бывшего дома И.Н. Плотникова по ул. Биржевой (ныне ул. Свердлова, 81)
Имя основателя П.М. Догадина ушло из названия галереи
Сформирован отдел советского искусства
В галерее располагались эвакогоспиталь №3267, затем госпиталь для военнопленных. Коллекция находилась в консервации
Частично восстановлена экспозиция и открыты шесть залов для посетителей
Галерее передан весь архитектурный комплекс «Усадьба И.Н. Плотникова» (основное здание с флигелем)
Издан первый каталог Астраханской картинной галереи (авторы-составители: коллектив сотрудников, под редакцией Н.Н. Скокова)
Галерее присвоено имя Б.М. Кустодиева (1878-1927) – известного русского художника, родившегося в Астрахани
Завершена реконструкция второго этажа, экспозиционные площади расширены до 14 залов
Действовал Центральный выставочный зал галереи в помещении Успенского собора астраханского кремля
Завершился капитальный ремонт основного здания галереи, осуществлена реэкспозиция, в залах вновь представлены произведения авангарда
Началось активное участие произведений из собрания картинной галереи в зарубежных выставках
Открыт филиал «Западноевропейское искусство» в здании римско-католического костёла (ул. Победы, 4), затем переведён во флигель картинной галереи (ул. Свердлова, 81)
Открыт филиал галереи «Дом-музей Велимира Хлебникова» (ул. Свердлова, 53), располагающийся в квартире, где в 1914-1931 годах жила семья поэта-футуриста. В музее представлены личные вещи Велимира, предметы быта семьи, фамильная библиотека, живопись и графика В. Хлебниковой, П. Митурича, М. Митурича-Хлебникова
Получен грант Президента РФ для творческих проектов в области культуры и искусства на реэкспозицию Зала Велимира в «Доме-музее В.Хлебникова»
Открыт филиал галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева» (ул. Свердлова, 68/ Калинина, 26) – выдающегося русского художника, родившегося в Астрахани
Филиал галереи «Западноевропейское искусство» преобразован в отдел зарубежного искусства
В октябре 2006 года Астраханской картинной галерее возвращено имя основателя П.М. Догадина
Осуществлён капитальный ремонт основного здания и флигеля Астраханской картинной галереи
В серии «Астраханская губернская библиотека» изданы книги «Коллекция Павла Догадина (Т.Я. Слободских) и «Астрахань Велимира Хлебникова» (А.А. Мамаев)
Получен грант Президента РФ для творческих проектов в области культуры и искусства на создание компьютерного диска «Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани»
Учреждена «Догадинка» – официальное издание Астраханской картинной галереи
В отделе зарубежного искусства открыт Гравюрный кабинет
Открыт филиал галереи – музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова» в здании-памятнике архитектуры федерального значения (ул. Коммунистическая, 26)
Учреждены Догадинские чтения - межрегиональная научно-практическая конференция для молодых исследователей
Выставка «Эпоха А.С. Пушкина» прошла в Ашхабаде в рамках Дней Астраханской области в Туркменистане
Проект «Духовная живопись: образы и традиции» победил в конкурсе «Православная инициатива» Фонда Серафима Саровского
Отреставрировано 45 листов графики Б.М. Кустодиева в Москве, в Центре реставрации музейных фондов
Начал работу проект «Детская картинная галерея»
Осуществлена реэкспозиция в Доме-музее Б.М. Кустодиева и Доме-музее Велимира Хлебникова
Выставка постеров «Шедевры Каспийской столицы» из Астраханской картинной галереи прошла в Каннах в рамках XV Фестиваля Российского искусства во Франции
Выставка «Произведения Б.М. Кустодиева из фондов Государственной Третьяковской галереи» прошла в Астраханской картинной галерее
Проект «Голод пространства, или Комната Велимира» победил в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Изданы научные каталоги Дома-музея В. Хлебникова (составители: А.А. Мамаева, О.О. Кузовлева, М.В. Емелина) и Дома-музея Б.М. Кустодиева (составители: М.В. Лукина, И.Н. Степанова)
Издана книга-альбом «Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина» (авторы-составители: сотрудники галереи)
Выставки «Наши соседи» (РОСИЗО, Москва), «Зураб Церетели: живопись, эмаль, скульптура» (Галерея искусств Зураба Церетели, Москва) прошли в Астраханской картинной галерее
Издана книга «Астраханский купец В.Г. Тетюшинов» (автор: М.А. Кирокосьян)
Выставка «Охота при русском дворе. Из собрания Музеев Московского Кремля» прошла в Астраханской картинной галерее
Проект «Вестник Велимира» победил в конкурсе «Музейный гид» Благотворительного фонда Владимира Потанина (создан сайт Дома-музея Велимира Хлебникова)
Проект «Музейный дворик» начал работу в Астраханской картинной галерее
Выставка «Россия Ильи Глазунова» (Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова) прошла в Астраханской картинной галерее
Проект «Цветолетие-Святолетие» победил в Международном конкурсе «Православная инициатива» Фонда «Соработничество»
Выставка «ПтиЦЫ и ЦЫфры» совместно с Государственным музеем В.В.Маяковского (Москва) при поддержке Благотворительного фонда AVC Charity в рамках фестиваля «Мир и Остальное» состоялась в Астраханской картинной галерее
Выставка «Очарование времен минувших…» из Музея В.А. Тропинина и художников его времени (Москва) прошла в Астраханской картинной галерее
Отреставрирована коллекция Сапожниковых (ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, Москва)
Выставка «Русский пейзаж из собрания Астраханской картинной галереи» состоялась в музее-заповеднике «Коломенское» (Москва)
Создан фильм «Моя заветная мечта» (ВГТРК «Лотос»)
Выставка «Город Солнца» (РОСИЗО, Москва) прошла в Астраханской картинной
Проект «Люблю жить!» победил в конкурсе «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Проект «Коллекция образов» победил в конкурсе «Новое краеведение. Гений места» Российского фонда культуры
Создан научный каталог «Коллекция П.М. Догадина в собрании Астраханской картинной галереи» (составители: И.В. Страшко, М.Ш. Такташев, В.В. Харламов)
Выставочный проект «Сокровища музеев России», подготовленный Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ, реализован в Астраханской картинной галерее – одном из восьми губернских музеев России.
Проект «Передвижная фотовыставка «Православные храмы Астраханского края: история и современность» победил в Международном открытом конкурсе «Православная инициатива»
Выставка «Выдающиеся художники в собрании Нижегородского художественного музея» состоялась в Астраханской картинной галерее
Проект «Цвет звучащий» победил в конкурсе «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Проект «Особый взгляд» победил в конкурсе программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова
Состоялись выставки: «100 лет в усадьбе И.Н. Плотникова. Астраханская картинная галерея в фотографиях и документах», «Авангард из музейных запасников. К 100-летию пребывания АГКГ в усадьбе И.Н. Плотникова», «Сохраняя наследие: живопись Советского Союза» (новые поступления по приказу Министерства культуры Российской Федерации), «Сталинград глазами Ф.Л. Мулляра» (Музей-заповедник «Сталинградская битва», Волгоград)
Создан новый сайт картинной галереи
Выставки «Выдающиеся художники из собрания Государственного Русского музея», «Николай Рерих. Из собрания Русского музея» (Санкт-Петербург), «Императорский Петербург и окрестности. К 350-летию Петра I. Гравюры XVIII-XIX веков из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» состоялись в Астраханской картинной галерее
Издана книга «Коллекция авангарда в собрании Астраханской картинной галереи: история поступления и бытования» (автор: М.В. Емелина)
Выставка «Романовы. Из собрания Государственного исторического музея» (Москва) состоялась в Астраханской картинной галерее
Прошли мероприятия к 30-летию Дома-музея В. Хлебникова и к 145-летию Б.М. Кустодиева с участием известных филологов, хлебниковедов, искусствоведов, художников (Москва, Санкт-Петербург, Элиста, Астрахань)
ОТКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ
"Красный воин", Астрахань, 1918, № 85, 20 дек.
Эта статья была опубликована в газете «Красный воин» под псевдонимом «Веха» (псевдоним Велимира Хлебникова).
В воскресенье, 15 декабря, состоялось открытие основанной П. Догадиным картинной галереи.
Составленное с большим вкусом собрание охватывает многие течения русской живописи, впрочем, не левее «Мира искусства».
Здесь и маститый Шишкин с его сухим и мертвенным письмом. Глаз этого художника рабски понимал природу, точно чечевица светописного прибора, рабски и верно. Он воссоздавал природу, как бездушный молчаливый раб, отказываясь от живописного вмешательства и волевого приказа.
Дерзкий красочный мятежник Малявин, «Разин алого холста», представлен сдержанным наброском к «Бабам». Этот художник, давший на своих холстах неслыханную свободу красному цвету, из которого в языческом сумраке выступает смуглая женщина русских полей, он своими холстами первый приучил глаз зрителя к «красному знамени».
Так, красное пламя его души рвалось навстречу нашего времени.
И. Репин расписался в своем бессилии и особой дряблой слащавости, коснувшись темы «Прометея».
Бенуа, как всегда, безличный и средний во всех отношениях, представлен видом вечернего Пекина. Нужно отметить увядающие «Розы» Сапунова и «Камни» Рериха.
Нестерову принадлежит большая прекрасная вещь «За Волгой», полная красоты гордого молчаливого увядания. Другая его вещь «Видение отрока Варфоломея», где мальчик в лаптях, с пастушеским бичом и золотым сиянием кругом русых волос, очарованный стоит перед своим видением — пришедшим с того света старцем, опершимся на дерево призраком, в клобуке инока. Эта вещь — жемчужина всего собрания.
Сурикову принадлежит голова стрельца, набросок к его «Стеньке Разину».
Несколькими вещами представлен Серов с его «кровным», сильным мазком и Сомов, владелец утонченной кисти «горожанина». Теодорович-Карповской принадлежит одна прекрасная вещь. Великий Врубель представлен наброском к «Царевне-Лебеди». Врубель, этот Мицкевич живописи, в алое бешенство Малявина, тихое отречение и уход от жизни Нестерова и неодолимую суровость Сурикова вносит свою струну языческой сказки и цветовой гордости.
Астраханские художественные силы, собранные теперь в общину художников, представлены красочным Кустодиевым, Мальцевым и Котовым. «Верочка» Котова, освещенная солнцем и утопающая в цветах, — крупная надежда.
В собрании есть, кроме того, письма Толстого, Скрябина, Достоевского и других.
Собрание охватывает русскую живопись между передвижниками и «Миром искусства».
Может быть, в будущем рядом с Бенуа появится неукротимый отрицатель Бурлюк или прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания; а на стенах будет место лучизму Ларионова, беспредметной живописи Малевича и татлинизму Татлина.
Правда, у них часто не столько живописи, сколько дерзких взрывов всех живописных устоев; их холит та или иная взорванная художественная заповедь.
Как химик разлагает воду на кислород и водород, так и эти художники разложили живописное искусство на составные силы, то отымая у него начало краски, то начало черты. Это течение живописного анализа совсем не представлено в собрании Догадина.