Skip to content Skip to footer
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина​
ул. Свердлова/Саратовская, д.81/14
EnglishRussian
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина​
ул. Свердлова/Саратовская, д.81/14
EnglishRussian

История

История столетия Астраханской картинной галереи

1918
1921
1923
1939
1941-1944
1944
1946
1950
1958
1965
1970-1979
1980-е
1989
1991-1992
1993
1998
2002
2004
2006 - 2009
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022

Историческая справка о картинной галерее

В Астраханской государственной картинной  галерее собрана одна из значимых  в России коллекций предметов изобразительного искусства: живопись, графика, фарфор, декоративно-прикладное искусство, скульптура.

Сегодня фонды художественного музея составляют более 20.000 художественных предметов, среди них собрание русской иконы 17-начала 20 века, парадные портреты 18 века (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский), пейзажная и жанровая живопись русских мастеров  19 века (К.Брюллов, А.Венецианов, С.Щедрин, В.Тропинин,В.Перов, Л.Соломаткин, А.Саврасов, И.Шишкин, К. Маковский, В.Верещагин, А.Куинджи, В.Поленов). В отдельных залах располагаются произведения рубежа 19-20 вв. (И.Левитан, В.Серов, М.Нестеров, К.Сомов, В. Борисов-Мусатов, Н.Рерих, П.Кончаловский).

Особой гордостью является собранная в галерее  коллекция русского авангарда  (В.Кандинский, К.Малевич, А.Лентулов, Р. Фальк, В.Ходасевич), которая активноучаствует в международных  выставочных проектах.

Искусство социалистического реализма и современный художественный процесс представлены произведениями А.Рылова, А.Шевченко, В.Рождественского, Ю.Пименова, С.Герасимова, А.Дейнеки, В.Стожарова, Г.Нисского, С.Чуйкова, Р.Доминова, Р.Васме,Ф.Волосенкова, П.Конникова, Г.Устюгова.

В двухэтажном флигеле музейной усадьбы развернута экспозиция зарубежного искусства (живопись, графика, фарфор Западной Европы 16-20 веков), работают Гравюрный и Восточный кабинеты.

В «Доме-музее Велимира Хлебникова» представлены личные вещи Велимира, фамильная библиотека, живопись Веры Хлебниковой, Петра Митурича, книжная графика Мая Петровича Митурича-Хлебникова.

ОТКРЫТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ

"Красный воин", Астрахань, 1918, № 85, 20 дек.

 Эта статья была опубликована в газете «Красный воин» под псевдонимом «Веха» (псевдоним Велимира Хлебникова).
 В воскресенье, 15 декабря, состоялось открытие основанной П. Догадиным картинной галереи.
 Составленное с большим вкусом собрание охватывает многие течения русской живописи, впрочем, не левее «Мира искусства».
 Здесь и маститый Шишкин с его сухим и мертвенным письмом. Глаз этого художника рабски понимал природу, точно чечевица светописного прибора, рабски и верно. Он воссоздавал природу, как бездушный молчаливый раб, отказываясь от живописного вмешательства и волевого приказа.
 Дерзкий красочный мятежник Малявин, «Разин алого холста», представлен сдержанным наброском к «Бабам». Этот художник, давший на своих холстах неслыханную свободу красному цвету, из которого в языческом сумраке выступает смуглая женщина русских полей, он своими холстами первый приучил глаз зрителя к «красному знамени».
 Так, красное пламя его души рвалось навстречу нашего времени.
 И. Репин расписался в своем бессилии и особой дряблой слащавости, коснувшись темы «Прометея».
 Бенуа, как всегда, безличный и средний во всех отношениях, представлен видом вечернего Пекина. Нужно отметить увядающие «Розы» Сапунова и «Камни» Рериха.
 Нестерову принадлежит большая прекрасная вещь «За Волгой», полная красоты гордого молчаливого увядания. Другая его вещь «Видение отрока Варфоломея», где мальчик в лаптях, с пастушеским бичом и золотым сиянием кругом русых волос, очарованный стоит перед своим видением — пришедшим с того света старцем, опершимся на дерево призраком, в клобуке инока. Эта вещь — жемчужина всего собрания.
 Сурикову принадлежит голова стрельца, набросок к его «Стеньке Разину».
 Несколькими вещами представлен Серов с его «кровным», сильным мазком и Сомов, владелец утонченной кисти «горожанина». Теодорович-Карповской принадлежит одна прекрасная вещь. Великий Врубель представлен наброском к «Царевне-Лебеди». Врубель, этот Мицкевич живописи, в алое бешенство Малявина, тихое отречение и уход от жизни Нестерова и неодолимую суровость Сурикова вносит свою струну языческой сказки и цветовой гордости.
 Астраханские художественные силы, собранные теперь в общину художников, представлены красочным Кустодиевым, Мальцевым и Котовым. «Верочка» Котова, освещенная солнцем и утопающая в цветах, — крупная надежда.
 В собрании есть, кроме того, письма Толстого, Скрябина, Достоевского и других.
 Собрание охватывает русскую живопись между передвижниками и «Миром искусства».
 Может быть, в будущем рядом с Бенуа появится неукротимый отрицатель Бурлюк или прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания; а на стенах будет место лучизму Ларионова, беспредметной живописи Малевича и татлинизму Татлина.
 Правда, у них часто не столько живописи, сколько дерзких взрывов всех живописных устоев; их холит та или иная взорванная художественная заповедь.
 Как химик разлагает воду на кислород и водород, так и эти художники разложили живописное искусство на составные силы, то отымая у него начало краски, то начало черты. Это течение живописного анализа совсем не представлено в собрании Догадина.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2024 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.