Skip to content Skip to footer
М.В. Сабашникова. Портрет Нюши
Год1902АвторМ.В. СабашниковаShare

Творческое становление Маргариты Васильевны Сабашниковой (1882 – 1973) пришлось на рубеж XIX – XX веков, когда художественная жизнь России была разнообразна, насыщена спорами творческих объединений. Найти себя в этом круговороте молодому художнику было непросто. Сабашникова не избежала влияния прославленных современников, увлекаясь сначала Врубелем, позднее – Борисовым-Мусатовым. Однако была замечена критикой после первого участия в выставке и внесена в разряд «талантливых и многообещающих». Она автор многих портретов, а также полотен и композиций на религиозные сюжеты.

В 1919 году в Астраханскую картинную галерею от Всероссийской коллегии по делам искусств поступил «Автопортрет» М.В. Сабашниковой и долгое время бытовал именно под этим названием. В его правильности усомнилась Г.Н. Петрова, заведующая отделом русского искусства галереи, изучавшая творчество художницы. Архивные документы, публикации в журналах начала XIX века, воспоминания современников художницы помогли установить, что на портрете изображена двоюродная сестра художницы – Анна Николаевна Иванова. Особенно ценными в этом смысле оказались книга М.В. Сабашниковой «Зелёная змея. История одной жизни» и свидетельство Н.К. Бальмонт-Бруни, дочери К.Д. Бальмонта, двоюродной сестры Сабашниковой. В письме к Петровой она подтвердила правильность атрибуции: «Вы, конечно, правы – это потрет Анны Николаевны Ивановой (Нюшеньки), а не автопортрет Маргариты Васильевны»[1]. Подтверждением стала и фотография 1905 года с изображением Анны Ивановой, Маргариты и Алексея Сабашниковых.

М.В. Сабашникова, А.Н. Иванова, её кузина, А.В. Сабашников, её брат. Париж, 1905 г. Фото из личного архива Г.Н. Петровой

Историю создания портрета Сабашникова рассказала в книге воспоминаний. Несколько недель лета 1902 года она провела вместе с кузиной Нюшей в имении бабушки Покровское-Засекино. Дом принадлежал когда-то Александру Герцену. Мастерской для Сабашниковой служила большая круглая комната под крышей. Там были написаны портрет Нюши, автопортрет, другие работы. О портрете художница сообщает: «…был создан портрет Нюши, имевший в дальнейшем большой успех, и куплен музеем. В бабушкином платье из шёлка-сырца с блестящими розовыми полосками – мы нашли его в старом сундуке – она сидит на перилах балкона с серой кружевной шалью на плечах, с букетом васильков в руке; на заднем плане золотые берёзы, сквозь них светится голубое небо»[2]. И далее, словно в раздумье, замечает: «Возможно, впечатление, которое эта картина производила и, как я слышу, производит и теперь, объясняется тем, что эти краски действительно жили во мне»[3]. В портрете завораживает зыбкая, словно дышащая живописная поверхность, струящийся свет, легко моделирующий фигуру, скользящие солнечные блики, мерцающие, приглушённые красочные созвучья и точно переданные ощущения гармонии мира и человека. Колорит строится на тончайших холодновато-серебристых и блёкло-зелёных оттенках. Такое цветовое решение продиктовано не только творческой манерой художницы, но и душевными качества модели.

В.Э. Борисов-Мусатов, друг семьи Сабашниковых, увидев работы, написанные летом 1902 года, как вспоминает Маргарита Васильевна, «потребовал, чтобы я послала портрет Нюши и свой автопортрет на выставку московских художников, в жюри которой он входил»[4]. Выставка Московского Товарищества художников состоялась в 1904 году в Академии художеств. И это была первая выставка Маргариты Сабашниковой. «Уже на следующее утро (после открытия выставки) отец показал мне различные очень похвальные отзывы. Портрет Нюши стал центром выставки»[5]. Критик Александр Ростиславов писал в обзоре выставки в разделе «Хроника» журнала «Мир искусства»: «Очень интересные женские портреты Сабашниковой, особенно тот, где фигура во весь рост, такой выдержанный, так тонко написанный»[6]. В 1906 году работа демонстрировалась на выставке «Мира искусства» в Петербурге под названием «Портрет» и на «Осенней выставке» в Париже. Так «Портрет Нюши» «потерял» своё первое название. После революции портрет был приобретён у художницы Всероссийской коллегии по делам искусств для астраханского музея.

По материалам статьи Г.Н. Петровой «Маргарита Васильевна Сабашникова» в книге Петровой Г.Н. Художники и полотна. История и судьбы. Русская живопись XIX – XX века. – Астрахань: Нова. – 260 с. – С. 208 — 258


[1] Письмо Бальмонт-Бруни Н.К. — Петровой Г.Н.. (от 9 сентября 1983, Москва). Из личного архива Г.Н. Петровой

[2] Сабашникова М.В. Зелёная змея. История одной жизни. Перевод с нем. Жемчужниковой М.Н.–М.: Энигма., 1993. – 280 с. – С. 65  [Электронный ресурс] Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/voloshina_zelenaya_zmeya_1993__ocr.pdf

[3] Там же. С.65

[4] Там же. С.66

[5] Там же. С.66

[6] Ростиславов А. Выставка Московского товарищества художников // Хроника журнала «Мир искусства». – С-Петербург. – 1904. – 269 с. — С.12

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 — 2022 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.