В декабре 2023 года вернулись после реставрации произведения из основной экспозиции Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина. Реставрация была осуществлена при поддержке Министерства культуры и туризма Астраханской области за счёт бюджетных средств. Картины ранее не реставрировались и работы проводились в течение всего года художниками –реставраторами отдела реставрации масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Перед проведением реставрационных мероприятий специалистами-экспертами Центра проводились лабораторные исследования: технологическая экспертиза холста, пробы грунта и красочного слоя живописи, фотофиксация в ультрафиолетовых лучах. После исследований по разработанному техническому заданию проводилась реставрация. Выполненная на высоком профессиональном уровне исследовательская и реставрационная работа позволит дополнить информацию по атрибуции этих произведений.
Реставрационные работы картин Ивана Творожникова «Кумушки» второй половины XIX века и Бориса Анисфельда «Сад с женской фигурой» начала ХХ века проводились под руководством и.о. заведующего отделом реставрации станковой масляной живописи Светланы Горбуновой художниками-реставраторами Диной Чаплыгиной и Павлом Балалаевым, научную атрибуцию проводила сотрудник отдела Мария Никитина. В мастерской Центра прошёл совместный реставрационный совет по приёму картин, в ходе которого коллеги представили результаты работы. Большая часть работ по произведению Бориса Анисфельда «Сад с женской фигурой» проводилась под микроскопом, так как реставраторам необходимо было отличить проблемные участки живописи для восполнения утрат от авторских пропусков. Кроме того, были демонтированы антикварные этикетки, которые также прошли реставрацию и вновь смонтированы на подрамник произведения. Они дополнили сведения по атрибуции произведения.
Картина Ивана Творожникова «Кумушки» также потребовала особого внимания. Большая часть её композиции написана масляными красками на основе белил, в состав которых входит мел. Вследствие бытования на белильных участках появился кракелюр, требующий укрепления. Реставраторы его уложили и закрепили красочный слой тонким слоем лака. Уже сегодня в основной экспозиции отечественной живописи второй половины XIX века можно увидеть отреставрированное полотно, столь любимое зрителями.
Коллектив Астраханской картинной галереи выражает глубокую признательность руководству и художникам-реставраторам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря за квалифицированное проведение реставрационных работ, а также надежду на долгосрочное сотрудничество в деле сохранения отечественного культурного наследия.