Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина проходит выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство», которая представляет русского коллекционера Сергея Щукина, известного своим собранием нового западноевропейского искусства, в ином качестве. Этюд Виктора Борисова-Мусатова «Женщина в саду» из Астраханской картинной галереи встречает посетителей в первом зале выставки, здесь же располагаются архивные документы, которые помогают разобраться в истории коллекции.

Известно, что в прошлом дом мецената в Москве, кроме произведений современного западноевропейского искусства, наполняли также работы старых мастеров, памятники древних цивилизаций, старинные русские иконы. Глубокое архивное исследование, осуществленное в ходе подготовки выставочного проекта (куратор – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ имени А.С. Пушкина Алексей Петухов), позволило достоверно реконструировать собрание и обнаружить в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Махачкалы, Якутска экспонаты, когда-то принадлежавшие Щукину. Все они были переданы в разные музейные собрания СССР в 1920-е годы. Так, в 1929 году в Астраханской картинной галерее оказалась работа Борисова-Мусатова «Женщина в саду» из собрания Щукина – этюд, который был подарен художником коллекционеру в знак особого уважения.   

Этюд был написан в 1903 году под Хвалынском, в Черемшанах, в период работы Борисова-Мусатова над картиной «Изумрудное ожерелье» (Государственная Третьяковская галерея), где художник разрабатывал эскизы для будущей композиции с изображением женских фигур в пышно-зеленом саду. Очевидно сходство женщины на этюде из астраханского собрания с центральной героиней «Изумрудного ожерелья». Особое внимание художником уделено платью бронзового цвета, в которое одета модель. Именно это старинное платье-капот, описанное в воспоминаниях первого биографа художника, историка искусства Владимира Станюковича, позволяет установить, что на этюде изображена Надежда Станюкович, его супруга.

В астраханском собрании этюд оказался благодаря сподвижнику Павла Догадина Владимиру Эйферту, тогда уже жившему в Москве и с 1926 года работавшему в Государственном музее нового западного искусства, в основе которого – национализированное после революции собрание Сергея Щукина.

Предметы искусства из знаменитой коллекции собраны вновь и предстают перед зрителями на выставке «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство».

Оставить комментарий

Делать добро просто. Сделай первый шаг - присоединяйся к команде!
Официальная страница в VK: https://vk.com/v.kult30
Официальная страница в Телеграм: https://t.me/VolKult30
Контактный телефон: +7 (8512) 51-63-10
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2025 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.