Известный художник и общественный деятель Пётр Котов был признанным советским мастером портретной живописи. Среди его моделей были выдающиеся современники – Константин Рокоссовский, Семён Тимошенко, Николай Зелинский и другие военные, научные и политические деятели.
Мастерство Котова как портретиста в полной мере раскрыто в его работах, созданных во время многочисленных творческих поездок и в годы его пребывания в родном Астраханском крае.
Интерес к работам Котова в жанре портрета проявлял основатель Астраханской картинной галереи Павел Догадин. В первой экспозиции галереи, открывшейся в 1918 году в доме Догадина на Набережной реки Кутум, были представлен портреты «Гелюнг» и «Верочка».
В январе 1919 года собрание молодой Астраханской картинной галереи пополнилось «домашним» портретом Петра Котова «У окна», купленным Советом профессиональных союзов у автора. Приехав в Астрахань после окончания Академии художеств в сентябре 1917 года, Пётр Котов пробыл здесь до 1921 года.
«За это время я провёл там большую общественную работу, выразившуюся в организации рабочей художественной студии при Губпрофсовете, областной картинной галереи и Высших художественных мастерских. Параллельно с этим я не оставлял работы с натуры – не прерывал работу над собой как над живописцем. Писал этюды, натюрморты, портреты». Так рассказывал Котов об астраханском периоде своего творчества в автобиографии, опубликованной в 1949 году.
Астраханский собиратель живописи Александр Перов в письме от 21 апреля 1948 года так отзывался о живописной манере Котова в 1917-1918 годов: «Уже тогда П.И. Котов выделялся среди многих своей гаммой красок, своей солнечностью, реализмом и мастерством. В своих вещах П.И. Котов был кипуч, энергичен, находился на подъёме, расцветал как творческая сила».