В Астраханской картинной галерее проходит выставка «Лица эпох. Портрет в собрании Астраханской картинной галереи», на которой представлено более 90 произведений отечественных художников XIX-XXI веков.
«Я давно уже считал себя по преимуществу портретистом. В детские годы, в лицее, в университете, в академии, в Мюнхене – всюду больше всего занимался портретом, который давался мне легко и выходил лучше всего другого», – писал о своём портретном искусстве Игорь Грабарь.
Период наиболее активного увлечения портретом у Игоря Грабаря пришёлся на 1920-е – 1930-е годы. В этот период он создал яркие и выразительные портреты своих современников – Корнея Чуковского, академика Сергея Чаплыгина, членов семьи.
Композитора Сергея Прокофьева художник писал неоднократно. Игоря Грабаря привлекали одухотворённость и внутренняя энергия, исходившие от этого талантливого человека. Художника и композитора роднило стремление служить искусству. Игорь Грабарь с одинаковым успехом работал во всех жанрах живописи, а Сергей Прокофьев так же писал оперы, балеты, симфонии, концерты для инструмента с оркестром, сонаты.
В 1930-х годах Сергей Прокофьев был уже всемирно известным русским советским композитором. К этому времени состоялись триумфальные постановки его опер «Игрок» в Брюсселе, «Любовь к трём апельсинам» в Чикаго, «Огненный ангел» в Венеции, балетов «Шут» и «Стальной скок» в Париже, «Трапеция» в Готе.
В 1934 году Сергей Прокофьев вернулся из-за границы, где с большим успехом проходили его фортепьянные концерты. Его портреты, для которых он позировал в одной и той же куртке, писали Игорь Грабарь и Пётр Кончаловский.
«Во всем облике Сергея Прокофьева – внутреннем и внешнем – есть ярко выраженная динамичность. Я искал передать это в самой позе – поднятой вверх голове, движении левой руки, положении плеч, устремленности взгляда», – писал Игорь Грабарь о своей работе над портретом композитора.