
17 июня 2025 года в Государственной Третьяковской галерее открылся масштабный проект – «Авангард. Китч. Классика», отражающий многообразие творческих поисков известного российского художника Ильи Машкова. Основу выставки составляют более двухсот произведений из 26 государственных коллекций, а также частных собраний. Экспозиция позволит проследить эволюцию творчества мастера – от радикальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ периода соцреализма, раскроет живописный метод художника на разных этапах творчества с конца 1910-х до начала 1940-х годов.
Астраханская картинная галерея имени П.М. Догадина для участия в проекте предоставила два произведения Ильи Машкова, представляющего его как одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет»: «Пейзаж. Лозанна» (1914), «Натюрморт. Яблоки» (1910-е). Обе работы поступили в собрание музея в 1919 и 1920 годах из Государственного музейного фонда. На первом полотне изображена панорама города с зеленеющими холмами, миниатюрными жилыми постройками и железной дорогой на фоне альпийских горных вершин и Женевского озера. Перед выставкой произведение прошло предэкспозиционную подготовку. Вторая картина – масштабная натюрмортная композиция, построенная в авангардных традициях: зелёно-красные фрукты и белая ваза на белой и чёрной драпировках.
Илья Машков неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Он развивал своё живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе. Обе работы из астраханского собрания написаны именно в этот период.
Государственная Третьяковская галерея к выставке подготовила издание иллюстрированного каталога, в котором впервые опубликован целый ряд фотографий и проектов из архива Ильи Машкова, часть которого хранится в отделе рукописей музея. Кроме сравнительного анализа живописных произведений, издание содержит кураторские комментарии, сопровождаемые рисунками и архивными материалами, а также публикацию по итогам технологических исследований. Работа выставки на Кадашёвской набережной продлится до октября 2025 года и позволит посетителям познакомиться с многогранным творчеством мастера.


