Государственная Третьяковская галерея завершила экспонирование масштабного проекта «Юрий Пименов» – персональной выставки известного советского художника, в которой приняло участие большеформатное полотно мастера «Футбол» (1926) из собрания Астраханской картинной галереи. В рамках проекта была запланирована реставрация другого произведения прославленного живописца из фондов музея – «Отдых строительниц» (1949).
Для проведения реставрационных работ в картинную галерею прибыла Елена Степановна Чуракова – художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом научной реставрации масляной живописи XX века Государственной Третьяковской галереи.
За короткий период пребывания в музее Елена Чуракова отреставрировала произведение, а также провела встречу с сотрудниками картинной галереи и коллегами из Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, рассказала о некоторых приёмах в современной реставрации. Интересные сведения были также представлены о реставрационных проектах, осуществленных ее отцом Степаном Сергеевичем Чураковым, который в 1950-60 годах возглавлял отдел по реставрации масляной живописи Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской им.И.Э. Грабаря. Специалистами Центра с 1949 года и по настоящее время в экспозиционный вид приведено более 1000 произведений из собрания Астраханской картинной галереи. Степан Чураков в 1952 году был в Астрахани с коллегой И.М. Тихомировой. За время командировки они отреставрировали 42 произведения, о чём свидетельствуют архивные документы отдела хранения галереи.
Картина «Отдых строительниц» поступила в собрание в 1951 году из Дирекции художественных выставок и панорам (ныне ГМВЦ «РОСИЗО»). В 1963 году были проведены первые консервационные мероприятия реставраторами Центра им. И.Э. Грабаря В.П. Желановой и Р.И.Тофтул. В процессе бытования красочный слой на полотне претерпел некоторые изменения. Совместно с Еленой Чураковой сотрудники галереи на реставрационном совете сформировали техническое задание на проведение соответствующих работ. Далее реставратором были взяты пробы на водорастворимость красочного слоя и осуществлена укладка кракелюра, появившегося на полотне. Итогом работы стало возвращение картине экспозиционного вида. Сотрудники Астраханской картинной галереи признательны Елене Чураковой за выполненные на высоком профессиональном уровне реставрационные работы и консультации.
Интервью с Е.С. Чураковой можно посмотреть здесь: