«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, – писал Федор Шаляпин о Василии Поленове, – как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники – как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?»
В 1887 году, по дороге в Крым, из окна вагона Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под обаяние этой дивной реки. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».
Окрестности деревни Бёхово, где Поленов приобрёл участок земли и обустроил крупное имение, вдохновляли художника на создание многочисленных лирических пленэрных пейзажей. Один из них находится в собрании Астраханской картинной галереи. В пейзаже «Ока» Поленов мастерски передал лирическое настроение осенней природы, показав её красоту вариацией жёлтого цвета – от охристого до яркого золотого.