Картина Аристарха Васильевича Лентулова «Мечеть» поступила в Астраханскую картинную галерею в 1920 году из Государственного художественного фонда через Музейное бюро Отдела ИЗО Наркомпроса под названием «Пейзаж (Мечеть) вместе с рядом других произведений художников «левого направления» при их распределении по губернским музеям в качестве примеров современного искусства.
Известно, что Лентулов в своих архитектурных пейзажах всегда отталкивался от реально существующих объектов. Какой именно город изображен на ярком, созданном в кубистической манере полотне, удалось выяснить при подготовке к выставке РОСИЗО «Образ Востока в русском искусстве в первой половине XX века» в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева в 2014 г. и при сопоставлении работ художника «Старый замок в Крыму. Алупка» (СГХМ) и «Мечеть» (АГКГ). Обе работы написаны в 1916 году, лето которого Лентулов провел в Крыму, в Алупке, создав несколько картин: «Кипарисы» («Замок в Алупке», ГТГ), «Церковь в Алупке» (частное собрание), «Старый замок в Крыму. Алупка» (СГХМ), «Минарет». «Минарет» – это и есть «Мечеть» из собрания Астраханской картинной галереи. Именно под этим названием работа участвовала в выставке современной русской живописи в Петрограде в 1916-1917 гг.
Впечатления от богатой красками природы Крыма и его архитектурных сооружений воплотились в картинах. В них проявляется характерная для Лентулова стилистическая особенность – поиск баланса между предметностью и отстраненностью от конкретной изобразительности для создания яркого обобщенного образа. В основе каждого полотна – конкретный образ, но он словно разбит, разрезан на прозрачные цветные «слои»/сферы и заново составлен в пространстве картины. В работе «Мечеть», как и в других работах крымской серии, архитектурное сооружение претворяется в двухмерном пространстве. Вместо объема и глубины пространственной перспективы – богатство цветных, контрастных, сталкивающихся между собой плоскостей.
Мечеть в Алупке была построена архитектором Ф.Ф. Эльсоном (1793-1867) в 1834 г. при графе М.С. Воронцове – новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе. Эльсон был первым архитектором Южного берега как по времени, так и по занимаемой им должности. По его проектам были возведены несколько почтовых домов и фонтанов, некоторые здания в императорском имении Ореанда, церкви в Массандре и Кореизе, мечеть в Алупке, казенные здания, несколько частных домов. Характер архитектуры мечети в Алупке соответствовал культовым мусульманским сооружениям, их традиционным формам. Минарет и луковичный купол выделялись на фоне низких, плоскокрыших городских построек, на что и обращает особое внимание Лентулов в своей картине. В 1927 г. мечеть частично разрушилась при землетрясении, после чего было принято решение ее разобрать.
Курмашева А.Т., Страшко И.В.