Skip to content Skip to footer

В русское искусство Н.П. Крымов (1884-1958) пришел в момент его преобразования и понял, что его интересуют новейшие течения. Какое бы направление ни выбирал художник, в любом из них главным жанром оставался пейзаж.

Картина «Летний день. Пейзаж» относится к периоду творческих поисков Крымова. Она была представлена на XII выставке Союза русских художников 1914-1915 годов под названием «Летний день», где её приобрел Я.М. Шлесберг – глава конторы по продаже мануфактурного товара, купец первой гильдии, покинувший Россию в 1917-м году. Видимо, его коллекция была национализирована и передана в Центральное хранилище Музейных фондов, располагавшееся в бывшем Английском клубе, откуда пейзаж поступил в Астраханскую картинную галерею в 1927-м году.  

Пейзаж вызвал интерес критики. Россций в «Русских ведомостях» писал: «На этот раз в центре художественного интереса выставки стоит Крымов… Настоящую прелесть новизны дает «Летний пейзаж». Это какая-то русская Аркадия давней памяти старинного академического рисунка»[1]. Александр Ростиславов в «Речи»: «Очень привлекателен Крымов – этот оригинальный художник с отзвуком старинных мастеров и собственным чувством в передаче природы»[2]. Как видим, критики отметили в «Летнем дне» Крымова обращение к творчеству старых мастеров и в то же время новизну в подходе изображения природы. Новизна и заключается в переосмыслении традиций ушедших эпох.

Картина являет собой образец так называемого сочиненногопейзажа. Композиция «Летнего дня» свободна, панорамна, с широким горизонтом, чередованием планов, создающихся игрой цветовых зон, включением речной диагонали и особой компоновкой деревьев. Расставленные строго по диагоналям в отношении друг к другу, они придают пейзажу структурность и декоративность. Природа очищена от лишних подробностей, выбрано только прекрасное, к чему, собственно, и стремился художник. Этому способствуют также фигуры купальщиц, напоминающие античных наяд. Написанные мелко, они подчеркивают величие природы. Художник передает «состояние» летней природы в полдень. Весь пейзаж  пронизан солнечным светом, переданным в его цветовом строе и игре теней и отражений.

По материалам статьи «Произведения Н.П. Крымова в собрании Астраханской картинной галереи» И.В. Страшко (Астраханские краеведческие чтения. Выпуск XII: сборник статей / под ред. А.А Курапова, А.Н. Алиевой. Астрахань. Издатель: Сорокин Роман Васильевич. 2020. – С. 502)


[1] Россций Обзор выставки Союза русских художников. /Русские ведомости. – 28         декабря, 1914.

[2] Ростиславов А. О выставке. / Речь. – 21 февраля, 1915.

Н.П. Крымов(1884-1958)Летний день1914Холст, масло125х178АГКГКП – 3428Share

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2024 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.