В 1929 году в Астраханскую картинную галерею из Третьяковской галереи в числе других работ поступила картина К.А. Савицкого (1844-1905) «Встреча иконы». Работа происходит из коллекции И.Е. Цветкова (1845-1917) – банковского служащего, собирателя русского искусства, основателя художественной галереи в Москве, мецената, общественного деятеля. Цветковская галерея была открыта как общедоступный музей с 1909 года – момента передачи её в дар городу. После закрытия в 1926 году бóльшая часть коллекции и архив поступили в Третьяковскую галерею, более 300 картин – в Государственный музейный фонд и затем распределены по музеям бывшего СССР[1]. В Астраханской галерее хранится 9 живописных работ из коллекции Цветкова.
«Встреча иконы» 1893 года является вариантом картины 1878 года. Первая демонстрировалась на VI Передвижной выставке, В.В. Стасов назвал её «самой значительной картиной на выставке»[2], П.М. Третьяков приобрёл для своей коллекции. Через 15 лет Савицкий работал над её повторением по заказу Цветкова, причём прямо в зале галереи Третьякова. Коллекционера привлекали такого рода воспроизведения. Он, видимо, желал не только иметь прославленную вещь, но и наблюдать за переосмыслением художником своего детища. Кроме того, Цветков считал, что талант Савицкого должным образом реализуется в небольших станковых произведениях, поэтому «Встречу иконы» он заказал в уменьшенном размере[3].
В работе «Встреча иконы» 1893 года заметны существенные отличия и прежде всего в творческой идее: отсутствует противопоставление группы духовенства крестьянам. Если крестьяне взволнованны, наполнены надеждой, умилением от встречи с Богородицей, то и протопоп с дьяком проникнуты пониманием важности момента. Крестьянский «хор» устремлён к иконе, фигура священника – к крестьянам. Всё свидетельствует о смягчении взглядов самого Савицкого и, видимо, о художественной задаче, поставленной заказчиком, а также о меньшей доле критических настроений в художественной и общественной среде 1890-х годов в сравнении с 1870-ыми. Заметны перемены и в образной структуре. Савицкий вовсе убрал образ дьячка, нюхающего табак, умаляющего тем самым смысл происходящего. Изменил образ протопопа, теперь его фигура и лицо значительны, сочувствие читается в глазах. Внешне другим стал образ рослого крестьянина с шапкой в руках: в его внешности проступило больше крестьянского, типичного. Появился образ богомолки в синем платье и чёрном платке. Моделью для неё послужила мать И.Е. Цветкова – попадья Татьяна Никитична Цветкова, происходившая из старообрядческого рода[4]. Этот портретный этюд 1893 года был подарен Савицким заказчику[5], теперь хранится в Тульском художественном музее. Отметим, что вариант картины претерпел и колористические изменения, став более светлым в соответствии с общей идеей, и напоминает рисунок, раскрашенный акварелью.
И.В. Страшко
[1] Иван Цветков и его галерея / Гос. Третьяковская галерея. – М. 2020. – 360 с.: ил. – (Коллекция в коллекции). – С. 6.
[2] Стасов В.В.Избранные сочинения в трёх томах. Том первый. – М.: Искусство. – 735 с. – С. 297.
[3] Левенфиш Е.Г. К.А. Савицкий. 1844-1905. – Л.: Искусство. 1959. – 178 с.: ил. – С.116
[4] Там же. С. 116
[5] Евсеева Е.Д. Живопись второй половины XIX – начала XX века в коллекции И.Е. Цветкова / Иван Цветков и его галерея / Гос. Третьяковская галерея. – М. 2020. – 360 с.: ил. – (Коллекция в коллекции). – С. 65.