Мейсенский фарфор — продукция мануфактуры, на которой изготавливали настоящий твердый фарфор. Скрещенные мечи стали символом мануфактуры с 1731 года.
Знаменитую немецкую мануфактуру Meissen основали после того, как алхимику Иоганну Бёттгеру и ученому Вальтеру фон Чирнхаусу удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора. С января 1710 года началась история предприятия, которому удалось не только пережить все кризисные периоды, но и снискать своей фарфоровой продукцией мировую славу.
Короли, императоры, князья охотно украшали мейсенским фарфором свои дворцы и замки. Особым спросом фарфор пользовался в России, так что на фабрике даже существовали отдельные дни, когда выпускалась продукция исключительно для российского рынка.
Сначала на фабрике изготавливались кубки, бокалы, чаши, чашки с блюдцами, табакерки, мелкая галантерея из красной каменной массы.
Впоследствии, при Иоганне Кендлере, художнике, возглавившем модельную мастерскую Мейсенской фарфоровой мануфактуры в 1733 году, доминирующее место прежней декоративной росписи на гладких поверхностях изделий заняли скульптура и барельеф. Заслуги Кендлера велики как в чистой скульптуре, так и в области формования и пластического декорирования посуды. Кендлер разработал ряд скульптурных серий и композиций, которые затем не только прочно вошли в ассортимент большинства немецких фабрик, но и стали популярны далеко за пределами Саксонии. Именно Кендлер заложил основы мейсенского пластического стиля, для которого характерны грациозность и жизнерадостность.
Пасторальный сюжет — один из самых популярных в малой фарфоровой пластике. Представленная в отделе зарубежного искусства скульптура изображает группу из семи фигур. В центре — девушка с гитарой, к ней простер руки молодой человек в лиловом кафтане. Внизу — юноша в зеленом кафтане со скрипкой и девушка с кубком в руке. Их сопровождает пара путти (маленьких мальчиков), один из которых изображен сидящим на козле.
Жанровые сцены, выполненные в стилистике пасторали, появляются в искусстве начиная с конца XVIII века. Они представляют весьма распространенные пасторальные мотивы и персонажи, органично воплотив в фарфоровой пластике целый мир образов.