Skip to content Skip to footer
М.В. Нестеров. Эскиз для картины «Видение отроку Варфоломею»
Год1889АвторМ.В. НестеровShare

В коллекции Астраханской галереи хранится эскиз к картине «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Нестерова (1862  ̶ 1942). Он был приобретен П.М. Догадиным (1876  ̶ 1919), астраханским коллекционером, основателем галереи, у М.В. Нестерова в 1915 году.  Надо отдать должное художественному вкусу Догадина, попросившего у художника что-то из работ по «Отроку»[1], картины, вызвавшей в своё время одобрение Левитана и Сурикова, украсившей галерею Третьякова. И Нестеров уступил Догадину эскиз. В письме[2] к Догадину художник сообщил, что эскиз этот был им некогда подарен сестре Александре Васильевне (1858  ̶ 1913) и вернулся к нему после её смерти. Работа стала «жемчужиной коллекции». Так проницательно назвал её Велимир Хлебников в статье «Открытие картинной галереи», опубликованной в газете «Красный воин» в декабре 1918 года[3] (поэт находился в это время в Астрахани и присутствовал на открытии музея). Художественное достоинство, духовный смысл работы сделали её любимым произведением Догадина. До его последнего дня эскиз находился в кабинете и был источником жизненных сил.

В основе сюжета «Видения отроку Варфоломею» лежит эпизод «Жития и чудес преподобного Сергия игумена Радонежского» Епифания Премудрого.

По свидетельству Нестерова, это «последний эскиз к картине «Видение отроку Варфоломею»[4], «эскиз в последней редакции»[5]. На нем простой пастушок первых эскизов «превратился в тонкий и хрупкий образ охваченного религиозным чувством мальчика с восторженным лицом и молитвенно сжатыми руками»[6]. Вокруг головы его нимб. Он появился именно в поздних эскизах, видимо, чтобы подчеркнуть неслучайность видения, святость отрока от рождения. В картине художник напишет Варфоломея без нимба. Он именно «земной человек, которому предстало видение, отчего и произошел душевный переворот, сделавший Варфоломея отшельником и святым»[7].

Явившийся отроку старец изображён в профиль. Лица его, в отличие от предыдущего эскиза, не видно. Мантия и куколь, скрывающие фигуру и лицо, делают образ святого нематериальным. Место, где расположены фигуры отрока и старца, определено в предшествующих эскизах: они стоят на первом плане, на пригорке. Но в астраханском эскизе художник несколько сдвигает их вправо. В картине Нестеров вернёт Варфоломею почти центральное место, что соответствовало его значению в сюжете.

Уточнён в эскизе пейзаж, его левая часть. Она воспроизводит окрестности Абрамцева (имение С.И. Мамонтова, где написаны многие этюды), какими они предстают в воспоминаниях художника: «Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам неожиданно представилась такая русская, русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьётся дымок, а ближе капустные малахитовые огороды. Справа золотится роща. Кое-что изменить, добавить и фон для «Варфоломея» такой, что лучше не придумаешь. Я принялся за этюд, он удался, и я, глядя на этот пейзаж, проникся чувством подлинной историчности»[8]. «Абрамцевскую» часть Нестеров почти полностью сохранил в картине, исключив образы жеребят, видимо, чтобы сделать пейзаж более отвлечённым. Но значительно разработал строения деревни, изобразил среди пространства второго плана домики со стогами, а также усилил образ дорожки, лишь намеченной в эскизе. «Сочиненный» художником пейзаж правой части сохранился от предыдущего этюда и перешёл в картину. В целом пейзажный фон мягок и лиричен, реален и идеален, существует в гармонии с персонажами.

И.В. Страшко, заведующая отделом отечественного искусства Астраханской картинной галереи


[1] Нестеров – Догадину.Киевская губерния, имение Сунки-Княгинино, 6 июня 1915.

[2] Нестеров – Догадину. Киевская губерния, имение Сунки-Княгинино, 6 июня 1915.

[3] ВЕХА (Хлебников Велимир) Открытие картинной галереи// Красный воин №85 от 20 декабря 1918. – С.4

[4] Нестеров – Догадину. Москва, 7 июля 1915. Архив картинной галереи.

[5] Нестеров – Догадину. Железноводск, 23 июля 1915. Архив картинной галереи.

[6] Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX – начала XX века. Очерки. – Москва: Искусство, 1974. – 208 с.: ил. – С. 86

[7] Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX – начала XX века. Очерки. – Москва: Искусство, 1974. – 208 с.: ил. – С. 86

[8] Цит. по книге: Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж конца XIX – начала XX века. Очерки. – Москва: Искусство, 1974. – 208 с.: ил. – С. 85

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2024 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.