Skip to content Skip to footer
С.Ю. Жуковский. Белый дом. 1906
Год1906АвторС.Ю. ЖуковскийShare

Станислав Юлианович Жуковский (1875 – 1944) известен как пейзажист, в творчестве которого особое место занимает усадебный пейзаж, примером чему является картина «Белый дом». Она была передана в Астраханскую картинную галерею Отделом по делам Музеев Наркомпроса из центрального хранилища Государственного музейного фонда по акту № 697/3 от 26/V 1927 года. Первоначально произведение находилось в коллекции Морозовой. Ещё предстоит узнать, какая именно Морозова была его владелицей. 

«Вторая половина первого десятилетия открывает в творчестве Жуковского целую серию усадебных пейзажей, знаменующих декоративное направление»[1]. Одной из них была серия, связанная с усадьбой «Бережок» на озере Песьво Вышневолоцкого уезда Тверской области. В ней находился белый дом, названный так из-за цвета оштукатуренных стен. С 1900 по 1908 год Жуковский создал не менее 12 пейзажей, на которых усадьба предстаёт в разных ракурсах и в разное время года. Особенно плодотворным был 1906, когда Жуковский с женой провел в «Бережке» несколько месяцев по приглашению владельца[2]. Им был Л.Г. Беллярминов (1859-1830) – выдающийся врач-офтальмолог[3]. Он приобрёл имение в 1890 году и, подобно многим меценатам, собирал у себя людей творческих профессий. Построен дом был во второй половине XVIII века М.В. Храповицким, земля принадлежала ещё его отцу – елизаветинскому вельможе В.И. Храповицкому[4].

Жуковский был наследником лирических пейзажей Саврасова и Левитана, любил чистые цвета Поленова. Осенняя пора «Белого дома», несмотря на яркий колорит, построенный на контрастах холодных и тёплых тонов, несёт в себе элегический настрой: уходит эпоха дворянских гнёзд. «Минорное звучание ярких красок присуще пейзажам С.Ю. Жуковского»[5]. Природное и архитектурное в картине взаимосвязано: усадебное здание эпохи классицизма органично соседствует с вековыми парковыми деревьями.

 В то же время Жуковский – художник наступившего XX века. И творческую задачу изображения мотива он решает в соответствии с современными ему достижениями и собственным видением. Он строит композицию на импрессионистическом принципе естественности. Взгляд сначала скользит по подъездному кругу, затем охватывает дом. Архитектурное сооружение доминирует, но лишено массивности за счёт удалённости на дальний план, особенного ракурса и игры теней на стенах. Тени и ярко-голубое небо создают иллюзию солнечного дня. Художник использует выразительные приёмы письма: корпусные мазки, придающие фактурность, сочетаются с лессировочными.

Картина экспонировалась на XXXV Передвижной выставке. Но своими изобразительными свойствами она более близка стилю Союза русских художников. Не случайно Жуковский, вступив в Товарищество передвижных художественных выставок в 1903 году, в 1907 стал членом Союза.

 И.В. Страшко, заведующая отделом отечественного искусства

[1] Горелов М.И. С.Ю. Жуковский. Жизнь и творчество 1875 – 1944. — М., Искусство, 1982,  271 с. – С. 7

[2] Там же. С. 70

[3] Поляк Б. Л. К 100-летию со дня рождения Л.Г. Беллярминова // Вестник офтальмологии, 1959, № 2

[4] Лобашов В.К. Белый дом // ВИКА (Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах),   2003, № 7

[5] Манин В.С. Русский пейзаж. – М., Белый город, 2001, 631 с., илл. – С. 306

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 — 2022 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.