Работа «Метельщик» создана М.З. Шагалом (1887-1985) в 1914 году во время приезда из Парижа в Витебск. Оказавшись в родных местах, он погрузился в жизнь провинции и создавал произведения-«документы». «Писал все, что попадалось на глаза», – вспоминал Шагал в книге «Моя жизнь».
Искусствоведы отмечают, что в произведениях Шагала совмещаются два мироощущения – глобальное «космическое» и конкретное «местечковое», когда вполне реальный и повседневно-привычный образ в интерпретации художника «приобретает универсальность и метафоричность»[1]. Это относится и к «Метельщику». Своеобразие картины заключается в ее гениальной простоте: дворник метет улицу, совершая повседневную работу. Его несколько меланхолическая фигура выразительна, она четко, почти грубо очерчена на размытом, «разметеленном» фоне. Художник поворачивает героя спиной к зрителю, словно предлагая домыслить образ. В картине отсутствуют реалии провинциального города. И поэтому его образ уже «немыслим как местечковая фигура», он «символизирует мир, ставший серым, опустошенным, призрачным»[2][1], обретает символические, космические черты. В небе над ним – удаляющаяся стая птиц, их 13, и S-образное движение стаи напоминает о древних символах извилистого пути познания мира и его двойственности. Изображая руки, плечи, шею метельщика, художник прибегает к авторским пропускам, словно наделяя его плотью. Но белое свечение, окружающее фигуру, превращает человека в подобие ангела. Может быть, уже создается другой мир и ангел очищает его? Слово «метельщик» перестает ассоциироваться со словом «метла», воображение подсказывает поэтический образ метели. Метельщик – существо, творящее вихри, без которых невозможно представить жизнь.
«Метельщик» первоначально входил в фонд Музея художественной культуры в Петрограде. В 1922 году работа была включена в список для участия в «Первой русской художественной выставке», состоявшейся в Берлине, в галерее Ван-Димена. Экспонентами выставки были также Д. Бурлюк, С. Герасимов, А. Грищенко, А. Иванов, В. Кандинский, И. Клюн, П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Лентулов, О. Розанова, А. Экстер и др.. В конце 1924 года значительная часть работ была возвращена в Россию, но не в Петроградский МХК, а в Москву, в Центральное хранилище Госмузфонда. За 1925-1928 годы 102 живописных работы, участвовавших в выставке, были выданы в 35 музеев страны[3].
В Астраханскую картинную галерею работа под названием «Метельщик» поступила в 1927 году по акту № 697 от 26 мая 1927 года. Всего по этому акту было передано 23 произведения живописи, в том числе поступившие в Госмузфонд из Музея новой западной живописи, Музея живописной культуры, музея Луначарского, Третьяковской картинной галереи работы С. Судейкина, Н. Рериха, Н. Милиоти, В. Милиоти (Икара), Б. Анисфельда, П. Кончаловского и Р. Фалька. В этом же списке и «Метельщик» Шагала под № 611841[4].
М.В. Емелина
[1] Петрова Е. Неистребимая фигуративность в русском искусстве начала 20 века. Авангард: до и после / Под ред. Е. Петровой и Ж.-К. Маркадэ. СПб., 2005. C. 53.
[2] Kamenski A. Chagalls Frȕhwerk in der Sowejtunion // Marc Chagall: die russischen Jahre, 1906-1922. Frankfurt, 1991. S. 45.
[3] Автономова Н.Б. «Первая художественная выставка русского искус-ства»: Берлин. 1922 год. // Искусствознание: №2. М., 2003. С. 636-646.
[4] ГААО. Ф. 3665. Оп. 1. Д. 4. Л. 37, 38.