Skip to content Skip to footer

Липа, паволока, темпера, золочение

Икона-складень «Богоматерь Умиление» XVIII века поступила в галерею из Астраханской Казённой палаты в 1919 году и была принята основателем галереи П.М. Догадиным. В 2013 году складень был отреставрирован в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря под руководством Г.В. Цируль реставраторами высшей категории А.А. Горматюком и Г.В. Безруковой-Евсеенко и сегодня находится в основной экспозиции русского искусства.

Складень состоит из двух створок, навершия и средника, куда вложена икона Богоматери Умиление. Умиление – это один из иконографических типов образа Богородицы с Младенцем на руках, где они нежно соприкасаются ликами.

В створках, в верхнем и нижнем регистрах, изображены святые в заступнических позах, обращенные к Богородице, что позволяет сопоставить икону с иконостасом[1]. Традиционно в иконостасе присутствует изображение Святой Троицы: композиция «Троица Новозаветная» написана в навершии центральной части иконы-складня.  Верхние части створок напоминают Царские врата, служившие прообразом такого типа складней[2]. Об этом свидетельствует и сцена Благовещения в верхней части створок – характерное изображение для Царских врат.

История иконы узнается из надписи на обороте: «Сие изображение Умиление Пресвятыя Богородицы истинным подобием списано из святыя чудотворныя иконы Печерския лета от Рождества Христова, 1701 год месяцы июня в 28 Начертал псковский изограф Евмений Максимов а писан сий образ и створы в полк даточных солдат бывшего Городонова Александра». Таким образом, имя изографа – Евмений Максимов[3], дата создания иконы-складня – 28 июня 1701 года, образ Богоматери является списком с чудотворного Умиления Псково-Печерского[4], а выполнен складень для полка Александра Гордонова, т.е. являлся походной полковой иконой[5].

По материалам статьи главного  хранителя Астраханской картинной галереи Т.Н. Макаровой «Священная реликвия Астраханского пехотного полка. Кузовная икона-складень «Богоматерь Умиление» XVIII в.: атрибуция и реставрация» (Сборник научных статей «Нерадовские чтения: хранение, исследование, реставрация музейных предметов и коллекций». Выпуск VII. СПб, 2021. С. 409)


[1] Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в её иконе [Текст] / Е.Н. Трубецкой. – Москва : ИнфоАрт, 1991. – С. 68.

[2] Гнутова С. В., Зотова Е. Я.Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

[3] Евмений Максимов, псковский иконописец начала XVIII в. упоминается в Словаре русских иконописцев XI-XVII в.в.  [Электронный ресурс] / Редактор-составитель И.А. Кочетков. – Индрик, 2009 г. – Режим доступа: http://rusico.indrik.ru/, свободный.

У Евмения Максимова имелись списки подписей к гравюрам Библии Пискатора. (Белоброва О.А. О древнерусских подписях к нидерландским изданиям XVII в. [Текст] / Белоброва О.А. – ТОДРЛ. Т.  XLIII. Л., 1990:79). Это позволяет говорить о его образованности и высоком уровне мастерства.

[4] Образ Богоматери Умиление Псково-Печерской хранится в настоящее время в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Икона была исполнена иеромонахом Арсением Хитрошем в 1521 г., имеющим перед собой в качестве образца Владимирскую икону Владычицы, созданную византийским мастером в первой трети XII века, ныне хранящуюся в ГТГ, в музейном храме св. Николая на Толмачах. (Летопись Псково-Печерского мон-ря / Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 46, 159)

[5] В 1700 году в Новгороде был сформирован пехотный полк (с 1762  – Астраханский пехотный, с 1801 – Астраханский гренадерский) из даточных, т.е. тягловых людей, командиром которого был назначен Роман Брюс. Вскоре полковником стал генерал-майор русской службы Александр Гордонов. Он происходил из Шотландии, воспитывался в Париже и по рекомендации Патрика Гордона принят Петром I на службу в 1696 году. «Бывшего Александра Гордона» имеется в виду, что ко времени написания иконы в 1701 г. Гордон полком уже не руководил. Полковник был назначен Юрий Шкот. Полк участвовал в Северной войне, русско-турецких 1787-1791, 1877-1878, Отечественной 1812 года, Первой мировой, был расформирован в марте 1918 года приказом №69 Московского областного комиссариата по военным делам. (Гренадёрские и пехотные полки [Текст]: Справочная книжка Императорской Главной квартиры / Ред-р В.К. Шенк, издание 2-е; Спб. : Типография В.Д. Смирнова, 1909 г. – С.36.)

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2024 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.