Skip to content Skip to footer
Портрет П.С. Сапожникова
АвторНеизвестный художникShare

Холст, масло. 75×60

Портрет Петра Семёновича Сапожникова (1762-1828) поступил в галерею в составе коллекции купцов Сапожниковых в 1919 году. В ней преобладали фамильные портреты, все без подписей.  Интересующий нас портрет значился в фондовых книгах как «погрудный портрет старика с бородой и усами, голова  en face, на голубой ленте две больших медали». В процессе исследования почти все персоны были идентифицированы. На трех из них – П.С. Сапожников в разные годы.

П.С. Сапожников – выходец из старообрядческих крестьян Вольска. Купец второй (1789), затем первой гильдии (1807). Основатель купеческой династии. В начале XIX века занимался поставкой соли и рыбными промыслами в Астраханской губернии. Получил известность благотворительностью, за что был награждён. В 1809 году за денежные пожертвования по предотвращению чумы в Астрахани — шейной бронзовой медалью,  в 1811 за участие в бесплатной перевозке продовольствия войскам в Персию  — золотой медалью с алмазами и портретом Александра I на Аннинской ленте, за пожертвования для раненых во время войны 1812 года —  «купеческой» бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года» на Аннинской ленте, учрежденной Александром I в 1814 году. Медали можно увидеть на портрете. Дата награждения последней помогает установить, что портрет был написан не ранее 1814 года. Отметим, что Сапожников был и радетелем православной веры.

Изображение следует отнести к жанру купеческого портрета, получившего развитие в России во вт.пол. XVIII – пер. пол. XIX веков. «Локализовавшийся жанр купеческого портрета выработал собственную программу художественного образа, представляющую собой единство предмета изображения, стиля и функций»[1].  Портрет репрезентативен и демонстрирует окружающим и потомкам личность П.С. Сапожникова – успешного купца, сыгравшего значительную роль в общественной жизни, служившего верой и правдой государю и Отечеству, а также живущего в соответствии с христианскими заповедями, этическими нормами купечества. Композиция портрета нарочита проста: портретируемый изображен поясно, анфас, правая рука на книге. В портрете нет ни одной лишней или случайной детали, все «работают» на создание образа: медали, книга, застывшее выражение благочинности, спокойствия, значительности на лице. Лицо лишено живого чувства, фигура – движения, так сохраняется традиция парсунного письма. Сословная принадлежность портретируемого определяется одеждой (старообрядческой чуйкой), прической и наличием бороды, медалью. Портрет отражает все значимые для купечества мировоззренческие категории.

И.В. Страшко, зав отделом отечественного искусства

  Использованы материалы:

 Александрова О.В. Купеческий портрет как пограничное явление светской и религиозной культур // Уваровские чтения-VI: границы и пограничье в истории и культуре: материалы научной конференции. Муром. 16-18 мая 2005. [Электронный ресурс]. URL  http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vi/kupecheskiy-portret

 Захарова Р.А. Русский реалистический портрет в собрании астраханских рыбопромышленников Сапожниковых // Выступление на научно-практической конференции в рамках «Дней памяти Н.А. Ярошенко (1846-1989)» в музее-усадьбе Н.А. Ярошенко, г.Кисловодск, 06-08.07.2016

Ярославские портреты XVIII — XIX веков : Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Ярославский, Андропов, Углич : Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. И. Федорова, С. Ямщиков. — Москва : Изобразительное искусство, 1986. — 26 c. : 134 л. портр..


Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 — 2022 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.