Портрет Петра Семёновича Сапожникова (1762-1828) поступил в галерею в составе коллекции купцов Сапожниковых в 1919 году. В ней преобладали фамильные портреты, все без подписей. Интересующий нас портрет значился в фондовых книгах как «погрудный портрет старика с бородой и усами, голова en face, на голубой ленте две больших медали». В процессе исследования почти все персоны были идентифицированы. На трех из них – П.С. Сапожников в разные годы.
П.С. Сапожников – выходец из старообрядческих крестьян Вольска. Купец второй (1789), затем первой гильдии (1807). Основатель купеческой династии. В начале XIX века занимался поставкой соли и рыбными промыслами в Астраханской губернии. Получил известность благотворительностью, за что был награждён. В 1809 году за денежные пожертвования по предотвращению чумы в Астрахани – шейной бронзовой медалью, в 1811 за участие в бесплатной перевозке продовольствия войскам в Персию – золотой медалью с алмазами и портретом Александра I на Аннинской ленте, за пожертвования для раненых во время войны 1812 года – «купеческой» бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года» на Аннинской ленте, учрежденной Александром I в 1814 году. Медали можно увидеть на портрете. Дата награждения последней помогает установить, что портрет был написан не ранее 1814 года. Отметим, что Сапожников был и радетелем православной веры.
Изображение следует отнести к жанру купеческого портрета, получившего развитие в России во вт.пол. XVIII – пер. пол. XIX веков. «Локализовавшийся жанр купеческого портрета выработал собственную программу художественного образа, представляющую собой единство предмета изображения, стиля и функций»[1]. Портрет репрезентативен и демонстрирует окружающим и потомкам личность П.С. Сапожникова – успешного купца, сыгравшего значительную роль в общественной жизни, служившего верой и правдой государю и Отечеству, а также живущего в соответствии с христианскими заповедями, этическими нормами купечества. Композиция портрета нарочита проста: портретируемый изображен поясно, анфас, правая рука на книге. В портрете нет ни одной лишней или случайной детали, все «работают» на создание образа: медали, книга, застывшее выражение благочинности, спокойствия, значительности на лице. Лицо лишено живого чувства, фигура – движения, так сохраняется традиция парсунного письма. Сословная принадлежность портретируемого определяется одеждой (старообрядческой чуйкой), прической и наличием бороды, медалью. Портрет отражает все значимые для купечества мировоззренческие категории.
И.В. Страшко
Использованы материалы:
Александрова О.В. Купеческий портрет как пограничное явление светской и религиозной культур // Уваровские чтения-VI: границы и пограничье в истории и культуре: материалы научной конференции. Муром. 16-18 мая 2005. [Электронный ресурс]. URL http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vi/kupecheskiy-portret
Захарова Р.А. Русский реалистический портрет в собрании астраханских рыбопромышленников Сапожниковых // Выступление на научно-практической конференции в рамках «Дней памяти Н.А. Ярошенко (1846-1989)» в музее-усадьбе Н.А. Ярошенко, г.Кисловодск, 06-08.07.2016
Ярославские портреты XVIII – XIX веков : Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Ярославский, Андропов, Углич : Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. И. Федорова, С. Ямщиков. – Москва : Изобразительное искусство, 1986. – 26 c. : 134 л. портр.