Skip to content Skip to footer

В 1920 году в собрание Астраханской галереи поступил ряд произведений «левого искусства» от Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Это было связано с идеей создания музеев новой живописной культуры.  С целью популяризации нового искусства работы художников-авангардистов направлялись в провинциальные музеи. Среди произведений был и «Женский портрет» Валентины Михайловны Ходасевич (1894-1970).

Эффектный женский образ создан в духе примитивизма и кубизма, ещё не сошедших со сцены. Ходасевич выбрала классическую композицию: возлежащую в полный рост, хотя и не обнаженную натуру, демонстрирующую яркую привлекательную внешность и монументальность фигуры. Личностные характеристики стёрты. Перед зрителем Венера начала XX века.

Возможно, стремясь к обобщению, Ходасевич назвала произведение «Женский портрет», не указывая имени портретируемой. Оно стало известно лишь в 2003 году, когда в журнале «Наше наследие» №65 были опубликованы главы рукописи «Флирт с жизнью. Мемуары интеллигентки двух эпох» Н.Я. Серпинской, хранившейся в РГАЛИ.  К печати их подготовил С.В. Шумихин (1953-2014), он же стал автором вступительной статьи и примечаний.  В том же 2003 году в редакции «Молодая гвардия» вышла книга воспоминаний Серпинской. Именно Нина Яковлевна Серпинская (1893-1954/55?) и была изображена на портрете. Мемуары позволяют проследить жизненный путь их создательницы и составить представление о её личности, окунуться в атмосферу жизни московской богемы и узнать о создании портрета. Вместе с воспоминаниями опубликованы фотографии, которые подтверждают идентичность Серпинской и образа на портрете.

Фото Серпинской

Серпинская и Ходасевич познакомились в 1913 году на вечере общества «Свободная эстетика» (1907–1917), несколько раз встречались в мастерской В.Е. Татлина (1885 – 1953). В 1918 году Ходасевич была довольно известной художницей, а Серпинская по-прежнему искала себя в искусстве, но уже в новой действительности. В 1923 году была напечатана единственная книга её стихов «Вверх и вниз». Колоритная внешность Нины Яковлевны привлекала художников. Она позировала в мастерской В.В. Рождественского (1884-1963), И.И. Машкова (1881-1944). Написанные в новом стиле, портреты ей не понравились, в отличие от исполненного Ходасевич. Серпинская рассказывает, что для работы Ходасевич сняла комнату в доходном доме на Кудринской площади. В нем не было тепла. И натурщица лишь на несколько минут появлялась перед художницей в легком бальном наряде, а потом пряталась под шубу. Ходасевич работала в валенках и меховой куртке. Согревались кофе с коньяком. По свидетельству Серпинской, Ходасевич интересовало сочетание просвечивающей сквозь черный тюль платья перламутровой кожи, парчи, бронзы волос в светлом пространстве (пустые стены комнаты были выкрашены белой краской). «На портрете сияющая почти кустодиевским здоровьем молодая женщина»[1].

В мемуарах Серпинская сообщает, что портрет был приобретен Астраханским музеем. Это говорит о том, что она интересовалась его судьбой и сведения эти могла получить от самой художницы.

И.В. Страшко, заведующая отделом отечественного искусства.

Использованы материалы статьи «Женский портрет» В.М. Ходасевич из собрания Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина»

[1] Серпинская Н.Я. Флирт с жизнью. Мемуары интеллигентки двух эпох. – М., Молодая гвардия. – 2003.- 334 с. – С. 225

В.М. Ходасевич. Женский портрет
АвторВ.М. ХодасевичГод1918Share

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2024 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.