Николай Аргунов (1771-1829) – художник-портретист, крепостной Шереметевых. Происходил из семьи Ивана Аргунова – родоначальника художественной династии. Он был единственным учителем Николая Аргунова. Влияние на творческое развитие Н.И. Аргунова оказали художественные впечатления от коллекции П.Б. Шереметева, общение с архитекторами Бренной и Кваренги (по поручениям графа), посещение Эрмитажа с целью копирования (первые 18 лет жизни Николай провёл в Петербурге, бывал и в последующем). После смерти П.Б. Шереметева Николай Аргунов занял место придворного живописца при его сыне, Н.П. Шереметеве. Писал портреты, исполнял обязанности реставратора, копииста, художественного эксперта, дизайнера.
Портрет графа Н.Н. Бантыш-Каменского (1737-1814), историка, директора Московского архива Министерства Иностранных дел, Николай Аргунов написал в 1813 году, подписав N Аргунов. К этому времени ушёл из жизни Н.П. Шереметев, Аргунов получил вольную. Начался новый, независимый период жизни художника. Появилась необходимость самостоятельно искать заказчиков. Сформировалась потребность в пересмотре художественного метода в соответствии с новыми условиями и веяниями времени. В этот период Аргунов получил звание академика живописи за портрет П.С. Рунича (1818, ГРМ).
Вернемся к портрету Бантыш-Каменского. Неизвестно, где и как произошло знакомство портретируемого и художника. Возможно, через заместителя Бантыш-Каменского А.Ф. Малиновского. Он много лет был другом Н.П. Шереметева, возглавлял строительство учрежденного им Странноприимного дома, одновременно работая в архиве. В 1812 году вместе с Бантыш-Каменским приложил большие усилия по спасению документов архива, организовав их эвакуацию.
Современники рисуют Бантыш-Каменского архивным отшельником, мрачным, всегда сердитым и озабоченным. Однако портрет производит впечатление симпатии художника к своей модели. Обращаясь к опыту любимых голландцев XVII века, Аргунов вносит в портрет новое содержание, новое понимание личности и самой сущности портрета как жанра. Портрет является одним из его творческих достижений. Бантыш-Каменский показан как частное лицо, со своим характером и внутренним миром. Запечатлённый в возрасте 77 лет, он выглядит деятельным. Выразителен взгляд, в котором проявляются благородство и интеллект. Трехчетвертной поворот фигуры и головы придает портрету динамичность и оживляет портретируемого. Только седина выдает возраст. Звезда Ордена I степени Святой Анны указывает на заслуги. Эта последняя награда за неутомимые труды, видимо, была особенно значима для Бантыш-Каменского, почему и вошла в программу портрета.
И.В. Страшко
Использованы материалы диссертации заместителя директора по научной работе Музея-усадьбы «Останкино» В.А. Ракиной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Николай Аргунов и проблема заказчика в русской портретной живописи конца XVIII – первой четверти XIX веков» (Москва, 2005)