Skip to content Skip to footer

В 1927 году в Астраханскую картинную галерею поступило полотно Константина Егоровича Маковского (1839-1915) «Жена артиста». В течение долгого времени оставалось неизвестным, кто послужил моделью для художника, хотя высказывались предположения, что это, возможно, Юлия Павловна Леткова (1859-1954), вторая жена Маковского, или Мария Алексеевна Матавтина (1869-1919), его третья супруга. Сегодня на этот вопрос дан точный ответ, благодаря исследованию искусствоведа Е.В. Нестеровой «Портрет жены художника» (С.-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина). Фрагмент исследования мы представляем на нашем сайте.

«… Выдающийся живописец К.Е. Маковский трижды был счастливо женат и не раз писал портреты своих любимых женщин. Третьей женой была Мария Матавтина. Именно портреты Марии Алексеевны Матавтиной-Маковской особенно заинтересовали нас, поскольку, зачастую, именно они не атрибутированы и числятся в музейных инвентарях под нейтральным названием «Женский портрет» (ГМИИ имени А.С. Пушкина) или «Жена артиста» (Астраханская картинная галерея имени П.М. Догадина).

С Марией Алексеевной Матавтиной художник познакомился в Париже, где у него имелась мастерская, в которой он часто работал осенью и зимой, когда в Петербурге было недостаточно света для занятий живописью. Художник был старше нее на тридцать лет.

Не сразу Маковский решился расстаться с супругой Юлией Павловной Маковской. По указу св. Синода их брак был расторгнут в 1898 году «по причине нарушения Константином Георгиевичем супружеской верности … с осуждением ответчика на всегдашнее безбрачие…»[1]. Однако художник нарушил последнее постановление, и потребовалось вмешательство императора, чтобы дело о незаконной новой женитьбе, случившейся в том же 1898 году с девицей Марией Матавтиной, было секретно приостановлено. К тому времени она уже родила художнику троих внебрачных детей: сына Константина, дочерей Ольгу и Марину. Еще один сын, Николай, был рожден уже в новом браке. Начался последний этап жизни и творчества К.Е. Маковского, где главной моделью стала М.А. Матавтина.

В Астраханской картинной галерее хранится портрет в интерьере, названный «Жена артиста», без указания имени собственного. Здесь мы видим Марию Алексеевну. Она изображена в мастерской художника, за завтраком, возможно, это перерыв в сеансе позирования, но, скорее, она просто зашла навестить мужа во время его работы. Молодая женщина одета по-домашнему. На стенах висят необрамленные работы К.Маковского, и мы узнаем «Головку», в настоящее время принадлежащую Рязанскому художественному музею. Сочетание роскоши и легкого беспорядка типично для мастерской известного художника. Рабочий стол временно накрыт скатертью, на нем остатки завтрака. На полках у стола видны этюды и наброски, а также кисти, карандаши и другие художественные принадлежности. Огромный букет мимозы украшает помещение. Пышные драпировки с кистями в виде балдахина над восточным диваном дополняют картину. Благодаря этому портрету у нас есть возможность представить домашнюю обстановку Маковских и сравнить изображенную на портрете с фотографией семьи художника, опубликованной в газете «Новое время» в 1910 году, а также еще с одним портретом Матавтиной, продававшимся на аукционе Сотбис, где она предстает кокетливой красавицей в модных эффектных туалетах. Сличая их, можно предположительно датировать портрет из Астрахани концом 1890-х.

В 1898, в год, когда К.Е. Маковский вступил в третий брак, его избрали действительным членом Академии художеств. Он оставался известным, популярным живописцем, однако в искусстве назревали серьезные перемены, и творчество К.Е. Маковского плохо вписывалось в новый век. Еще в 1902 году К.Е. Маковский составил завещание, по которому все права и имущество переходили М.А. Матавтиной-Маковской. После его смерти в результате проведенного вдовой аукциона принадлежащего ей имущества, «состоящего из бриллиантов, разного рода драгоценностей, мехов, старинных гобеленов, мебели, а также коллекции фарфора, эмали, костюмов, кокошников, икон, картин и обстановки мастерской покойного мужа»[2], было выручено более 285 тысяч рублей.  Весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Мария Матавтина-Маковская собиралась перевезти прах супруга, к тому времени покоившийся на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Революция помешала этим планам… Мария Алексеевна ненадолго пережила Константина Егоровича, она скончалась в 1919 году…»

Использованы материалы статьи искусствоведа Е.В. Нестеровой «Портрет жены художника» (С.-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина), опубликованной в сборнике материалов Всероссийской научной конференции «Проблемы атрибуции произведений искусства». СПб, 2022. С.239-250.


[1] РГИА Ф.797, оп.98, ед.хр.36. Л.4.

[2] ОР ГРМ. Ф.107, ед.хр.22 л.1. Каталог вещей К.Е.Маковского, назначенных в продажу.

К.Е. Маковский. Жена артиста.
АвторК.Е. МаковскийГодконец 1890-хShare

Оставить комментарий

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

© 2012 – 2024 Астраханская картинная галерея имени П.М.Догадина. Все права защищены.